В компьютерные игры на рабочем месте играет большинство сотрудников.
Но многие боссы не одобряют этого и довольно жестко наказывают
геймеров. "Деньги" узнали все о вреде и пользе игр на рабочем месте
Все началось вполне безобидно. Главный бухгалтер,
веселая по жизни женщина, привела с собой на работу 10-летнего
племянника. Ребенку было скучно наблюдать за пялившейся в монитор
теткой, что, кстати, она и сама понимала. Молодые бухгалтеры, порывшись
в "закромах родины", извлекли замызганный антикварный диск с первым
"Квэйком". И все было бы хорошо, если бы не одно "но": народ,
истосковавшийся по прошлым денькам и времени беззаботному, увидев
пацана за игрой, решил вспомнить молодость. В единый миг заразная
болезнь под названием "гейморой" охватила всю контору. Серьезные
тетеньки и дяденьки злобно урча, начали тарабанить по клавишам, со
зверским остервенением истребляя нечисть, порожденную воспаленной
фантазией разработчиков. Производительность труда упала до рекордно
низкой отметки. Баталии проходили отделами и кабинетами и так далее. В
самый неподходящий момент в кабинет к бухгалтерам зашел с инспекцией
большой босс и, увидев, чем те заняты, выдал сквозь зубы: "Я вижу, вы
тут, ребятки, работаете?!". Финал этой истории оказался печальным --
всю бухгалтерию в полном составе лишили квартальной премии.
Игроки Такие случаи геймерской пандемии не
единичны. Число людей, увлекающихся компьютерными играми, растет
пропорционально расширению рынка игрового программного обеспечения и
развитию компьютерных технологий. Разумеется, играть они предпочитают
на служебных компьютерах. Жертвами компьютерной игромании становятся
чаще всего мужчины. Хотя и женщины не брезгуют возможностью поиграть,
ведь в Интернете можно найти игрушку на любой вкус. Отношение к
столь невинному увлечению в разных конторах свое. Например, по мнению
директора по персоналу Международного автомобильного холдинга
"Атлант-М" в Украине Ольги Глушко, иногда сотруднику даже полезно
отвлечься и переключить внимание на некоторое время на вид
деятельности, не связанный с прямыми обязанностями. "В нашей компании
это пристрастие сложно назвать массовым -- некогда сотрудникам играть",
-- утверждает она. "Компьютерные игры на рабочем месте многократно
способствуют повышению зоркости игрока, а в качестве "побочных
эффектов": хорошо развивают боковое зрение, а также скорость и точность
реакции, -- утверждает Александр, компьютерный игрок со стажем. --
Важно уметь в момент потенциальной опасности в виде приближающегося
шефа в секунду переключиться на увлеченное занятие рабочими делами". А
вот начальник отдела подбора и адаптации персонала корпорации "Инком"
Елена Сотник считает, если сотрудники на работе играют в компьютерные
игры, значит либо они не на своем месте и работа им не интересна, либо
руководителю не удалось рационально распределить нагрузку, и сотрудники
просто убивают на рабочем месте время. "Хотя -- добавляет она, -- может
быть еще и третий вариант: сотрудник: хороший профессионал и его
квалификация выше, чем требуется на занимаемой должности, поэтому у
него появляется свободное время в промежутке между выполняемыми
обязанностями". Но нельзя не признать, что сотруднику, который
"заигрывается", времени на работу, развитие, достижение и улучшение
результатов остается совсем мало. Ведь реализовывает он свои амбиции
преимущественно в сети. Более того, HR-специалистов заверяют, что
пристрастие к компьютерным играм на рабочем месте может помешать
продвижению по карьерной лестнице. "У нас был случай увольнения
сотрудника, который претендовал на повышение. Он имел хорошую
квалификацию, успешно выполнял обязанности "от и до" согласно
должностной инструкции. Но при этом, в свободное рабочее время
занимался своими личными делами, в том числе компьютерными играми, не
проявляя никакой инициативы для дальнейшего движения", -- делится г-жа
Глушко.
"Смотреть в оба" Заядлый игрок Александр раскрыл
"Деньгам" некоторые секреты успешного тайм-киллерства. Он считает, что
идеальное время для запуска игры -- это или когда начальство "спит", то
есть, находится за пределами офиса, или же занято под завязку
собственными делами, и из-за своих бесконечных совещаний и переговоров
не может выкроить время на контрольную проверку. Не стоит отвлекаться
на игру даже на секунду, если босс дал какое-то важное и срочное
задание, поскольку в этом случае игрок автоматически попадает в зону
его пристального внимания и может легко попасться, заверяют заядлые
геймеры. Правильно выбрать месторасположение своего рабочего
компьютера также крайне важно. Игрок должен сидеть так, чтобы картинку
на мониторе видел только он, а не весь отдел. Некоторых неиграющих
коллег до глубины души может возмущать поведение их сотоварища,
отлынивающего от выполнения служебных обязанностей. Поэтому кто-то из
них вполне способен настучать начальству. Поэтому с такими коллегами
нужно быть особенно осторожным, максимально скрывая свое увлечение.
Противопоказания Психолог Иван Ардабьев считает,
что увлечение компьютерными играми -- штука далеко не безобидная.
Виртуальная реальность затягивает, как болото: у сотрудника наблюдается
пренебрежение служебными обязанностями, снижается продуктивность в
работе. Кроме того, находясь длительное время в виртуальном мире,
человек автоматически переносит его законы в мир реальный. В результате
-- нарушается психологический микроклимат как в коллективе, так и у
самого игрока. Опасность компьютерных игрушек заключается еще и в
том, что они часто становятся первой ступенькой в игровой зависимости:
наблюдается переход от компьютера к игровым автоматам. "Срабатывает
психология самоуверенности, "если мне все удается в компьютерных играх,
значит, я везучий, мне удастся выиграть и в автомат или казино", так
начинает думать человек, ему постоянно требуется дополнительная порция
азарта", -- объясняет г-н Ардабьев. Некоторые компании для
пресечения игорных привычек служащих и предотвращения злоупотребления
игрой на рабочем месте устанавливают специальное программное
обеспечение. К примеру, в "ТНК-ВР Украина" пользователи (сотрудники)
обладают минимально необходимым набором прав как на локальной рабочей
станции, так и в системе в целом, что не позволяет им производить
какие-либо изменения в системе вне рамок своих полномочий. "Доступ ко
многим игровым сайтам в Интернете блокирован, а система электронной
почты отфильтровывает потенциально опасные вложения, в том числе, все
исполняемые файлы. Кроме того, с помощью мониторинга регулярно
проводится анализ программного обеспечения рабочих станций на предмет
наличия несанкционированных инсталляций", -- рассказывает менеджер по
подбору персонала компании "ТНК-ВР Украина" Светлана Майдан.
Когда можно Существует также мнение о
терапевтическом воздействии компьютерных игр: дескать, виртуальная
реальность с ее способностью моделирования любой ситуации, может
служить средством приобретения и закрепления жизненно важных умений и
навыков. Ольга Глушко считает, что некоторые игры (например, стратегии)
действительно могут оказывать развивающий эффект на сотрудников. Однако
для достижения такого эффекта игре надо уделить достаточно много
времени. И если у сотрудников это время находится, возможно,
руководство недосмотрело с нагрузкой для него или неадекватно оценило
способности. "Наши сотрудники имеют относительную свободу в
планировании своего рабочего времени, и если кто-то считает, что может
потратить некоторое время на игру, то почему бы и нет. При этом, если
мне станет известно, что у сотрудника есть достаточно свободного
времени, я буду инициировать добавление ему функциональных
обязанностей. Ведь с экономической точки зрения производительность
сотрудника надо повышать до возможного максимума", -- уточняет она. Конечно
же, есть профильные конторы, где любителей поиграть только и ждут.
"Любовь к компьютерным играм -- одно из ключевых требований при приеме
на работу. Такое пристрастие только способствует развитию сотрудника
как профессионала, -- похвастался PR-менеджер разработчика компьютерных
игр "GSC Game World" Олег Яворский. -- Главное, чтобы игры, на которые
тратят рабочее время сотрудники, были наши собственные?".
Командный дух Олег Яворский, PR-менеджер компании "GSC Game World": --
Сетевая игра в обеденный перерыв -- это всеобщее увлечение, здесь
постоянно бурные эмоции, это излюбленная тема для обсуждений в курилке:
"..а помнишь, как я тебя из гранатомета?!" и т.п.). Со временем
формируются постоянные команды игроков, есть свои лидеры, "звезды".
Наша команда, к примеру, уже полтора года ежедневно рубится в
"S.T.A.L.K.E.R.". А после того как было сформировано несколько составов
команд, мы даже принимали участие в профессиональных кибер-спортивных
соревнованиях по Counter-Strike.
Елена Сотник, начальник отдела подбора и адаптации персонала корпорации "Инком": --
Когда сотрудники после работы играют в какую-либо компьютерную игру по
сети, это может свидетельствовать об общности интересов и потребности в
неформальном общении. Для многих такое времяпровождение является
хорошим инструментом для снятия нервного напряжения. Однако чрезмерное
коллективное увлечение компьютерными играми может привести к обратному
результату. Виртуальное взаимодействие хоть и стремится заменить
реальное, все же искривляет ситуацию и может спровоцировать негативные
явления в реальном рабочем взаимодействии.
Кого лечим? Олег Белов, кандидат медицинских наук, директор центра психотерапии "София": --
Пристрастие к компьютерным играм чревато развитием сильнейшей
психологической зависимости: сказывается на образе жизни и зачастую
даже на физическом и душевном здоровье. Недавно в мировую медицинскую
практику даже был официально введен термин "кибернетическая лудомания". Зависимый
человек постоянно находится в состоянии напряжения и тревоги, его
раздражает все, что отвлекает от игры. Одержимые люди могут играть до
12 часов в сутки каждый день в течение нескольких лет, таким образом,
утрачивая связь с внешним миром. Специалисты подчеркивают, что по своим
негативным социальным последствиям лудомания может поспорить с
алкоголизмом или наркотической зависимостью. Зависимость может
вызывать любая компьютерная игра, будь это "action" или стратегия. Как
правило, больные лудоманией не останавливаются, пока не пройдут игру до
конца, пройдя -- тут же переключаются на другую. В этом смысле наиболее
негативны так называемые "шутеры" -- игры от первого лица, где по
сюжету герою предстоит убить всех на своем пути для достижения победы
-- так как они вызывают агрессию и приводят к психическим отклонениям. Компьютерная
игра уводит за собой, создавая другую реальность. Ее нельзя завершить
за 10-15 минут. Игра занимает, как минимум, полчаса рабочего времени. На
первой стадии зависимости большинство людей просто не осознают, что у
них формируется зависимость, и обращается к специалистам когда
зависимость уже принимает тяжелые формы. Чаще всего игроков приводят
родственники: обращаются либо к психологам, либо к психиатрам. Основные
симптомы клинической проблемы -- тревога, раздражительность, изменение
характера, поведения, навязчивое стремление к уходу от реальности. Лечится компьютерная игровая зависимость в основном при помощи психотерапии. Одна
консультация психолога из расчета средних расценок по Киеву стоит
$30-50 за час работы. Количество сеансов определяется индивидуально, в
среднем -- около 10 встреч.
Источник dengi.ua
|